МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «№3 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 4 от 04.05.2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
ДЕТСКОГО САДА №3 Г.КАМЕНКИ
________________ С.В. Шипанова
Приказ № 46 от 04.05.2023 г.
ПОРЯДОК ПРИЕМА, ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЕТСКОМ САДУ №3 Г.КАМЕНКИ
КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании (далее Положение)
в
МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКОМ САДУ №3 Г.КАМЕНКИ
КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее по тексту - МБДОУ)
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и
дополнениями);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 70226).
1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи дополнительного
образования детей в МБДОУ, регламентирует организацию деятельности,
порядок приема на обучение по дополнительным общеобразовательным
программам.
1.3. Дополнительное образование – это целенаправленный процесс
воспитания
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных
услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
общества, государства.
2.
ПРИЕМ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
2.1. Прием на обучение по Программе начинается не позднее двух недель
до начала реализации Программы и может осуществляться в течение всего
календарного года при наличии вакантных в объединениях по конкретной
Программе.
2.2. МБДОУ вправе осуществлять прием на обучение по программам в
качестве оказания платных образовательных услуг.
2.3. Прием на обучение по Программам осуществляется на основании
заявления родителей (законных представителей) воспитанников, поданного на имя
заведующего МБДОУ.
2.4. Прием воспитанников на обучение по Программам проводится в
соответствии с условиями реализации Программ без процедур отбора. Прием
воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК.
2.5. В случае приема на обучение по Программе, реализуемой в качестве
платной образовательной услуги,
МБДОУ заключает с родителями
(законными представителями) воспитанника договор об образовании по
дополнительной общеобразовательной программе.
2.6. При приеме на обучение по Программам МБДОУ обязано ознакомить
родителей (законных представителей) воспитанника со своим Уставом, с
выпиской из реестра лицензией на осуществление образовательной
2
деятельности, образовательными программами и другими документами,
регламентирующими
организацию
и
осуществление
образовательной
деятельности, права и обязанности обучающихся.
2.7. Решение о зачислении на обучение по Программе оформляется
приказом заведующего МБДОУ.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
3.1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам в МБДОУ (далее Порядок)
регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том
числе
особенности
организации образовательной деятельности для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
инвалидов (далее вместе - обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья).
3.2. Порядок является обязательным для реализующих дополнительные
общеобразовательные программы МБДОУ, осуществляющего образовательную
деятельность.
3.3.
Образовательная
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным программам направлена на:
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания обучающихся;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и
физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени
обучающихся;
адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших
выдающиеся способности;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов и федеральных государственных требований.
3.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки
обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и
утвержденной МБДОУ, осуществляющего образовательную деятельность.
3.5.
МБДОУ, осуществляющий образовательную деятельность, создает
условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ,
учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия
3
3.6.
МБДОУ,
осуществляющий
образовательную
деятельность,
реализовывает дополнительные общеобразовательные программы в течение всего
календарного года.
3.7.
МБДОУ,
осуществляющий
образовательную
деятельность,
организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы
обучающихся
одного
возраста
или
разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения
(например, кружки, студии, ансамбли, и т.д.)(далее - объединения).
3.8. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным
общеобразовательным программам различной направленности (технической,
естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, социальногуманитарной).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или
всем составом объединения.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного
режима
труда
и
отдыха
обучающихся
МБДОУ,
осуществляющего
образовательную
деятельность,
по
представлению
педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
и
возрастных особенностей обучающихся.
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным
нормативным актом МБДОУ, осуществляющего образовательную деятельность.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
3.9. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам
определяются МБДОУ, осуществляющего образовательную деятельность,
самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
3.10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются
МБДОУ, осуществляющего образовательную деятельность, как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации.
МБДОУ, осуществляющий образовательную деятельность, может на
договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных
общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
3.11. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных
программ используются различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом
требований, установленных законодательством Российской Федерации.
3.12. При реализации дополнительных общеобразовательных программ
МБДОУ, осуществляющий образовательную деятельность, может применяться
4
форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе представления содержания образовательной программы и построения
учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
3.13. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных
программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных
технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью
обучающихся, запрещается.
3.14.
МБДОУ, осуществляющий
образовательную
деятельность,
обновляет
дополнительные общеобразовательные программы с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.15. Дополнительное образование детей может быть получено на
иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой и в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и
локальными
нормативными актами
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность.
3.16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ
МБДОУ,
осуществляющий
образовательную
деятельность,
могут
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые
условия
для
совместной
деятельности обучающихся
и
родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.17. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее
профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям,
соответствующим
направлениям
дополнительных
общеобразовательных
программ,
реализуемых
МБДОУ,
осуществляющим
образовательную
деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
МБДОУ, осуществляющий образовательную деятельность, вправе в
соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию
педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным
программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего
образования
по
специальностям
и
направлениям
подготовки,
соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных
программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее
чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной
программы определяется указанными организациями.
3.18. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя
объединения совместно
с несовершеннолетними
обучающимися могут
участвовать
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся.
3.19. При реализации дополнительных общеобразовательных программ
могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные)
занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
3.20. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ,
осуществляющий образовательную деятельность, организуют образовательный
5
процесс
по
адаптированным
дополнительным
общеобразовательным
программам с учетом особенностей психофизического развития указанных
категорий обучающихся.
МБДОУ, осуществляющий образовательную деятельность, должен
создавать специальные условия
в
соответствии
с
заключением
психолого-медико-педагогической
комиссии
и
(или)
индивидуальной
программой реабилитации инвалида, ребенка-инвалида.
Под
специальными условиями
для получения дополнительного
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания,
специальных
учебников,
учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуально пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую
помощь,
проведение
групповых
и
индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3.21. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным
общеобразовательным программам для обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья учитывает особые образовательные потребности
обучающихся различных нозологических групп, указанных в пункте 20 Порядка, и
быть направлена на решение следующих задач:
оказание
психолого-педагогической
помощи,
реабилитации
(абилитации);
предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание
ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;
обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для
обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
с использованием средств альтернативной или дополнительной
коммуникации;
воспитание самостоятельности и независимости при освоении
доступных видов деятельности;
формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках
реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.22. Содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации .
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по
дополнительным общеобразовательным программам может
осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ,
адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с
привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
6
педагогических
работников, освоивших соответствующую программу
профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
3.23. В целях доступности получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ,
осуществляющий
образовательную
деятельность,
по
адаптированным
дополнительным образовательным программам обеспечивают
создание
специальных
условий
для
получения
образования указанными
обучающимися, в том числе:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей)
тактильные
информационные
таблички,
выполненные
укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или
рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а
также справочной информацией о расписании учебных занятий;
доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную
деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы
обучения самого обучающегося; звуковые маяки, облегчающие поиск входа в
организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
выпуск
альтернативных
форматов
печатных
материалов
по
дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или
аудиофайлы);
контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде
противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен
дверей, ограждений (перегородок).
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с
возможностью трансляции субтитров);
обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на
слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с
тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи;
использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм
словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и
точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в
процессе учебных занятий;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
материально-технические условия, предусматривающие возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые,
туалетные и другие помещения МБДОУ, осуществляющего образовательную
деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное
понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных
кресел и других приспособлений);
безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
7
обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации
(для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми
нарушениями речи и коммуникации);
включение в содержание образования упражнений на развитие
равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу,
ритмичности, напряженности, амплитуде;
г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
адаптация
содержания
теоретического
материала
в
текстовом/аудио-/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями
обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим
материалом (восприятие/воспроизведение);
использование средств альтернативной коммуникации, включая
коммуникаторы специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы,
коммуникативные доски и так далее;
преимущественное использование методов и приемов демонстрации,
показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на
первоначальном периоде обучения;
стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты
о выполненных
действиях,
формулирование
вопросов,
поддержание
диалога, информирование о возникающих проблемах);
обеспечение
понимания
обращенной
речи
(четкое,
внятное
проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);
нормативные
речевые
образцы
(грамотная
речь
педагога
(тренера, инструктора);
расширение пассивного и активного словаря обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;
д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) использование визуальных расписаний;
е) для обучающихся с задержкой психического развития:
использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых
опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов
выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или
визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);
обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и
формирование саморегуляции деятельности и поведения;
использование
специальных
приемов
и
методов
обучения;
дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с
учетом психофизических возможностей обучающихся;
соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом
особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых
характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима
физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно8
оздоровительных технологий, направленных на
компенсацию
нарушений
моторики, пространственной ориентировки, внимания.
ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной
и эмоциональной перегрузки;
для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми
и множественными
нарушениями
развития)
(ТМНР)
психологопедагогическое тьюторское сопровождение;
учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и
ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной
инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений,
изменения в поведении при физических нагрузках);
сочетание различных методов обучения (подражание, показ,
образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов
обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых
движений.
3.24. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному
учебному плану.
3.25. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в
него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.26.
При
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья предоставляются
бесплатно
услуги
сурдопереводчиков
и
тифлосурдопереводчиков.
4.
ПОРЯДОК
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
4.1. Приостановление образовательных отношений по дополнительным
программам происходит в случае невозможного посещения обучающимся
(воспитанником) занятий по уважительной причине.
4.2. Основанием для приостановления образовательных отношений
являются:
по медицинским показаниям - заявление родителей (законных
представителей)
обучающихся
(воспитанников)
и
(или)
заключение
клиникоэкспертной комиссии учреждения здравоохранения;
по семейным обстоятельствам - заявление родителей (законных
представителей) обучающихся (воспитанников);
в других исключительных случаях (стихийные бедствия, временная
перемена места жительства, карантинные мероприятия) - заявления родителей
(законных
представителей)
обучающихся
(воспитанников)
и
(или)
соответствующий документ с указанием причины;
9
приостановление действия лицензии на право осуществления
дополнительных образовательных услуг - соответствующий документ с
указанием причины.
4.3. Приостановление образовательных отношений оформляется приказом
заведующего МБДОУ.
5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5.1. Обучающийся (воспитанник), отчисленный из группы
дополнительным общеобразовательным программам, имеет право
восстановление по желанию родителей (законных представителей).
по
на
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
6.1. Данный Порядок принят на Педагогическом совете с учетом мнения
родительского комитета и утверждено приказом заведующего МБДОУ.
6.2. Ходатайствовать о внесении изменений в Порядок имеет право
Педагогический совет.
6.3. Настоящий Порядок вступает в силу с момента его утверждения
руководителем Учреждения. Изменения, вносимые в Порядок, вступают в силу в
том же порядке.
10